Прошли те времена, когда автомобили были всеядны и неприхотливы. Любой бензин, любое масло, любые допуски - все им нипочем. Они гремели, дымили, но двигались. Современный легковой автомобиль - быстроходный, комфортабельный, надежный, но все эти качества обеспечиваются лишь при условии точного выполнения всех требований инструкции по эксплуатации, при обязательном соблюдении сроков технического обслуживания, применении бензинов, масел и разнообразных жидкостей, которые рекомендованы заводом. К сожалению, далеко не все выполняют написанное в инструкции. Более того, нередко ее сознательно нарушают и этим портят автомобиль, но последствия становятся заметны по истечении определенного времени.
Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль был в хорошем состоянии, рекомендуем соблюдать инструкцию, как закон. Это особенно важно, когда автомобиль "учится ездить", т.е. первые 1000-2000 км.
Согласно инструкции, после пуска двигателя не следует допускать большой частоты вращения коленчатого вала двигателя; не нужно нажимать на педаль акселератора до отказа, старайтесь не допускать работы двигателя с чрезмерно высокой частотой вращения коленчатого вала при езде на низших передачах; следует избегать длительной езды с постоянной скоростью (как большой, так и малой); необходимо своевременно переходить на низшую передачу в соответствии с условиями движения, избегать перегрузок двигателя при низкой частоте вращения коленчатого вала; желательно избегать резких торможений в течении первых сотен километров, чтобы обеспечить хорошую приработку тормозных накладок. Как видите, условия не такие уж сложные, однако выполнение их позволяет автомобилю в начале эксплуатации избежать различных травм. Не менее важным условием для "продления жизни" автомобиля является применение только рекомендованных эксплуатационных материалов.
Скорости движения нового автомобиля, км/ч
Пробег, км 1-я передача 2-я передача 3-я передача 4-я передача 5-я передача
0-500 20 40 60 80 100
500-2000 30 50 70 90 110
Прогревать ли двигатель перед движением?
Ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, при работе непрогретого двигателя (особенно с высокой нагрузкой) действительно ускоряется износ деталей, и не только из-за недостаточной смазки, но и в результате временного несоответствия зазоров между ними тем, которые требуются. Ведь только после полного прогрева двигателя в нем достигается заданный конструктором температурный режим, при котором расширившиеся детали правильно взаимодействуют.
С другой стороны, из-за того, что на холостом ходу двигатель работает с небольшой теплоотдачей и нагревается медленно, ждать, когда он полностью прогреется, - значит, продлевать время его работы в неблагоприятном режиме.
Вместе с тем при медленном прогреве двигателя в его деталях не возникают опасные температурные напряжения, а при очень быстром нагреве они не исключены. Известно, что при любых быстрых изменениях температуры деталей двигателя во многих случаях происходит их повреждение. Коробление головки блока цилиндров или заклинивание поршня часто объясняется именно этим.
Правильно, пожалуй, руководствоваться заводскими инструкциями. Обычно рекомендуют пускаться в путь по достижении двигателем температуры, при которой он работает устойчиво без "подсоса". Это примерно 40-50 градусов.
Запуск бензинового двигателя на морозе
Теперь речь пойдет о том, как быстрее и менее болезненно для аккумулятора пустить двигатель на морозе.
Для начала необходимо своевременно заменить масло на его зимний вид. Я рекомендую для двигателей ВАЗ 2103, 2105, 2106 всесезонные (10W40) минеральные масла ESSO, LIQUI MOLY, MOBIL 1, CASTROL, BP Visco, MANNOL Classic. Они как можно лучше соответствуют русской зиме. Внимание! Масло SHELL в России в основном "левое", и не рекомндуется для применения! Так же не рекомендую использовать масла ТНК и ЛУКОЙЛ.
На зиму лучше установить новые сечи. Но это теория, а на практике часто в силу вступают такие факторы, как "экономия" или отсутствие свечей в нужное время. Для "классики" не надо покупать импортные свечи. Самое лучшее для жигулевских двигателей с классической системой контактного зажигания это свечи А17ДВ или А17ДВМ (с медным сердечником). Еще я порекомендую поменять стандартные высоковольтные провода зажигания на силиконовые фирмы BOSCH. Но тут главное не купить "левак"!
В морозы, перед тем как включить стартер, "разогрейте" аккумулятор - включите на 1-2 мин дальний свет. И не пытайтесь завести двигатель сразу. Сначала несколькими короткими включениями стартера погоняйте поршни в цилиндрах, чтобы слегка разогнать загустевшее масло. После этого попытайтесь его запустить. Если с первой попытки ничего не получилось, не выключайте сразу стартер. Оптимальный режим пуска двигателя - серия 10-15 секундных попыток с 3-минутными перерывами.
_________________
Переживать о том, что было вчера - не стоит, потому что это уже случилось, о том, что будет завтра - тоже, потому что этого может и не произойти. А то, что есть сегодня, так быстро переходит во вчера, что об этом переживает только глупец.