Игра в «кошки-мышки» — вот на что похожи отношения российского обывателя с органами госвласти. Силы заведомо не равны, и обыватель, как правило, оказывается в проигрыше. Но даже у этого колосса есть слабые места.
Заранее скажем: многие из приведенных ниже даже не советов (мы не можем советовать поступать именно так), а вариантов действий в тех или иных ситуациях косвенно либо прямо противоречат закону и могут привести к крупным неприятностям. Поэтому «Профиль» сразу предупреждает: ответственность за ваши действия и за их последствия несете только вы. Кроме того, мы призываем представителей органов власти тоже внимательнее посмотреть на данный материал: это поможет им в будущем устранить «слабые звенья» в законодательстве, обнаруженные нами. Итак…
Как известно, лишение прав — одна из самых больших неприятностей для автомобилиста. Однако в административной системе родного ГИБДД столько дыр, что «умельцы» смогут минимизировать потери.
К примеру, если вы житель Москвы, а за «пьянку» или «встречку» вас поймали в области, то лишение прав вообще не проблема для таких ушлых людей. Один из Страшных Секретов ГИБДД состоит в том, что единой всероссийской базы данных лишенцев нет в природе. И если прав вас лишили в области, московские гаишники при стандартной проверке по компьютеру об этом даже не узнают. Что позволяет, взяв водительскую карточку и стандартную медицинскую справку, написать заявление об утрате водительского удостоверения в свое отделение ГАИ. После чего вы получите сначала временное разрешение на управление машиной, а по прошествии двух месяцев — дубликат заветной пластиковой карточки. Эти права формально не являются поддельным документом.
Зато есть другое «но». В случае серьезной аварии с жертвами все эти фокусы могут всплыть, и вы окажетесь на нарах (потому что суд будет рассматривать езду после лишения прав как отягчающее обстоятельство). Кроме того, вам лучше не ездить и не попадаться за нарушение ПДД в том регионе, где вас лишали прав, поскольку в процессе составления дела об административном правонарушении список былых подвигов может обнаружиться. Тогда-то и начнется веселая жизнь, когда самым «легким» выходом из ситуации будет крупная взятка (не менее $100-200). Или штраф в 1,5 тыс. рублей (как лишенному прав) и повторное прощание с водительским удостоверением. Что лучше — решать, как говорится, вам.
В случае, если вы решили встать на «скользкий путь», его логичное продолжение (это стоило бы взять ГАИ на заметку) будет таково: прежде чем подать заявление об утрате водительского удостоверения, завезите старую «времянку» в ГАИ той области, где вас действительно лишили прав, поскольку срок наказания начинает «капать» после ее сдачи. После того как срок наказания истечет, вы можете стать обладателем «запасных» прав.
Срок наказания (лишение прав) начинается после сдачи временного разрешения. И в жизни может быть так: вы откатываете по этой «времянке» весь срок наказания (за «выезд на встречку» — срок два месяца), а по договоренности с сотрудником группы разбора и за определенную мзду (точный размер назвать сложно, зависит от региона и уровня взаимных симпатий договаривающихся сторон) по истечении срока наказания в соответствующих бумагах задним числом указывается, что «времянка» была сдана вами сразу после приговора суда. И вы получаете свои права обратно. Минусов такой вариант не имеет, поскольку внешне вы действуете в рамках закона (если, конечно, не считать такую «мелочь», как дача взятки должностному лицу, что является уголовным преступлением).
Не стоит даже пытаться вызволить свое водительское удостоверение раньше, чем истечет срок наказания: ни один гаишник так подставляться не будет. Если вы попадете в аварию или не сможете заплатить штраф «в карман инспектора», то факт досрочного возвращения прав выплывет. Гаишника или уволят, или даже посадят. Инспектору грозит получить срок по статьям 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 290 (получение взятки), тогда как водитель имеет шанс получить судимость по статье 291 (дача взятки, вилка наказаний — от штрафа до двух лет лишения свободы).
Кстати, о взятках сотрудникам ГИБДД. Увы, судебная практика в России такова, что водителю выгоднее платить штрафы неофициально. Иначе он рискует стать рецидивистом по нарушению ПДД. В случае передачи административного дела о нарушение ПДД в суд, инспектор группы разбора пришлет список штрафов, которые были вам официально присуждены. И если вместо взяток инспектору вы честно платили штрафы через сберкассу, то в глазах судьи вы превратитесь в злостного нарушителя ПДД с плохой «кредитной историей», что сильно ухудшит ваше положение и ужесточит наказание. Все в полном соответствии со старинным милицейским принципом: «Чистосердечное признание облегчает вину и удлиняет срок».
А поскольку в нашей стране развернута непримиримая борьба с неплательщиками штрафов, права по истечении положенного срока наказания можно получить не раньше, чем гаишники убедятся, что за водителем не числится долгов. Причем убеждать их придется вам в свободное от остальной жизни время. Система учета поступивших денег в ГАИ не работает! Это не коммерческая фирма — от кого и за что поступили средства, гаишников не волнует. Придя за своим водительским, вы можете выяснить, что числитесь злостным должником, на котором висят штрафы двух-трехлетней давности. Даже если они давно уплачены. Поэтому если вы решили платить через сберкассу, лично отвезите квитанцию в соответствующее отделение ГАИ и сдайте ее под расписку инспектору, а копию платежки с его росписью храните на протяжении многих лет. Иначе вам придется повторно платить и тратить время на развоз квитанций. Эта идиотская система, кажется, для того и существует, чтобы, потеряв уйму времени и нервов, автолюбитель раз и навсегда запомнил — лучше платить инспектору, а не государству.
Стоит сказать несколько слов и о получении водительского удостоверения. Почти все начинающие автолюбители знают о том, что права продаются. Но многие не знают, как… Права можно купить, договорившись с сотрудником МРЭО напрямую и через автошколу. В больших городах вроде Москвы и Питера покупка непосредственно у гаишника практикуется редко. Во-первых, трудно найти контакт с незнакомым сотрудником, вы можете быть либо посланным по известному адресу, либо обвинены в подкупе должностного лица. Гаишник далеко не всегда идет на контакт с незнакомцем, поскольку опасается подставы со стороны всяческих ФСБ-УСБ. Во-вторых, ему это не нужно, поскольку свою денежку он получает от руководства автошкол.
Так что если вы хотите «купить» права, лучше обратиться в местную автошколу и записаться на курсы, а затем приватно договориться о гарантированной сдаче экзаменов с ее директором. По сложившейся практике это вам обойдется в две-три сотни долларов (или евро). У руководства таких учебных заведений уже наработаны связи с нужными людьми. В конце концов левые деньги, которые платятся сверх официального тарифа автошколы, это основной их заработок. Важный момент: в случае чего в качестве взяткодателя будет привлечен посредник из автошколы, а не вы.
Для иногородних и иностранцев созданы дополнительные препоны в виде регистраций-легализаций в Москве. Поэтому для иногороднего россиянина покупка прав в Москве через автошколу обойдется на $50-100 дороже (в «пакет услуг» входит еще и оформление временной регистрации). Еще труднее иностранцам из ближнего зарубежья. Права даются на время пребывания в России, то есть на срок действия стандартной временной регистрации — 90 суток. Учеба в автошколе и получение медсправки съест примерно месяц. Если же возникнут трудности со сдачей экзаменов в ГАИ (а у иностранцев они возникнут непременно), то вы рискуете в результате всех мытарств получить права, которые будут действовать неделю. Так что все равно придется прибегнуть к услугам автошколы. Иностранцу лучше получать водительское удостоверение на территории Московской области: там это сделать проще. Причем чем дальше от Москвы, тем права дешевле. Товарищи из автошкол могут сделать права даже по «левой» миграционной карте, поскольку в ГАИ им доверяют. Стоить эта услуга будет порядка $300, а права будут действовать три месяца. Потом их можно переоформить по новой миграционной карте. Цена переоформления — 550 рублей.
За эти деньги вы получаете еще и универсальную московскую регистрацию, так как милиция почти никогда не смотрит на срок действия прав. Правоохранители привыкли, что российское водительское удостоверение имеют только граждане России. К тому же ЦАСБ (Центральное адресно-справочное бюро), услугами которого пользуются московские милиционеры для проверки «местности» того или иного человека, информации по Подмосковью не выдает, так что за руку вас поймать будет трудно. Это позволяет некоторым ловчилам экономить на дальнейшей регистрации по месту жительства. Однако если кто-то из стражей правопорядка заметит, что срок действия водительского удостоверения истек, лучше честно сознаться и заплатить штраф, поскольку милиционеры не идиоты и очень не любят, когда им вешают лапшу на уши.
Главное, помните: в нашей стране наказывают не за то, что сделал, а за то, что попался.
Максим АГАРКОВ
Журнал «Профиль»